Main Menu

iqrate.comПсихологияИстория → Бенедикт Спиноза: Бог – Природа

Бенедикт Спиноза: Бог – Природа

человек и природа

Бенедикт Спиноза был одним из первых ученых, который стремился разрушить теорию дуализма Декарта, оспорив независмость духа и тела друг от друга.

Спиноза видел Природу единственной бесконечной субстанцией. Человек же не может рассматриваться как точку контакта телосного и духовного. Так как сама природа - целостна, нелогично воспринимать человека, как союз независмых субстанций души и тела. Человек - целостное телесно-духовное существо.

Бенедикт Спиноза был одним из первых ученых, который стремился разрушить теорию дуализма Декарта, оспорив независмость духа и тела друг от друга.

Спиноза видел Природу единственной бесконечной субстанцией. Человек же не может рассматриваться как точку контакта телосного и духовного. Так как сама природа - целостна, нелогично воспринимать человека, как союз независмых субстанций души и тела. Человек - целостное телесно-духовное существо.

Спиноза был согласен с Декартом о ведущей позиции интуитивного познания. Интуиция не только дает огромные возможности самопознания, но и помогает познать сущность мира благодаря самопознанию. Говоря о возможности познать мир, Спиноза говорил о похожести идей и вещей, это объяснялось тем, что и идея и вещь являются разными сторонами единой субстанции - Природы.

Главной причиной несогласия Спинозы с механодетерменизмом Декарта было то, что этот принцип ограничивал возможости тела и узко объяснял психические явления. Также Спиноза считал необходимым определить роль тела в жизни человека.

В своем главном труде "Этика" Спиноза выявляет задачу измерить чувства "геометрическим способом", для того чтобы выявить их побудительные функции, влияющие на человеческое поведение. Он утверждал, что ко всем челоческим эмоциям нужно относиться бесстрастно, измеряя их и объясняя причиный их возникновения и исчезновения. Это необходимо потому, что человек, лишается свободы, подвергаясь эмоциям. Понимая причину появления той или иной эмоции, определяя, что именно он сам в силах изменить, а что не зависит от его воли, человек освобождается. Именно понимание является свободой, так как спорить с природой и заглушать чувства невозможно. Спиноза объяснял свободу как осознание необходимости. Такая интерпретация этого понятия открыла новую страницу в истории исследования воли человека.

Спиноза считал влечение, радость и печаль тремя главными правящими силами человека. Любые эмоциональные переживания, по мнению Спинозы, выводятся именно из этих основных аффектов. При этом он замечал, что сила радости увеличивает активность тела, а печаль наоборот - понижает ее.

Такой вывод противоречил мнению Декарта о существовании чувств физических - зависящих от организма и чувств интеллектуальных. Предполагалось, что некоторые чувства мы можем объяснить, а некоторые - только понять.